AXE стали лучшими мимами | «Коммерсантъ»

Posted on
Во Франции на завершившемся в городе Периге фестивале «Мимос» (Festivale Mimos de Perigueux) лучшим признали петербургский театр AXE.

На юго-запад Франции ахейцы привезли два спектакля. Во-первых, заслуженную «Белую кабину», путешествующую по миру и собирающую всевозможные театральные награды с 1996 года. Кстати сказать, уже сегодня «Белая кабина» переехала в Гамбург, далее в августовском гастрольном графике — Нью-Йорк. Понятно, что об этом спектакле писали немало, но, как правило, все, даже самые далеко идущие попытки расшифровать его разбивались о слово «волшебство». Это неудивительно: в спектаклях AXE есть нечто роднящее их с ритуалами и инициациями.
Театр пользуется грубыми, почти балаганными приемами, от провокаций не свободна не только публика, но и сами актеры. Всевозможным манипуляциям и опытам подвергаются зрительское сознание, предметы и стихии. Русский инженерный театр АХЕ, именно так они предпочитают называть себя последние пять лет, оказывается не только инженером человеческих душ, что для театра почти обязательно, но и инженером химических и физических опытов и оптических иллюзий. А соответственно, всякого рода красивых трансформаций материи. Словом, счесть AXE просто виртуозами пантомимы — все равно что посчитать таковыми сибирских шаманов. Не случайно за лидерами группы Максимом Исаевым и Павлом Семченко закрепилась слава демиургов. И так актеров называют не восторженные последователи и поклонники, не пропускающие ни одного перформанса во дворе их штаб-квартиры на Пушкинской, 10, а критики. С другой стороны, удача AXE именно на фестивале мимов закономерна: спектакли AXE — это сплав драматического театра, пантомимы, трагической клоунады. Учителя AXE — легендарный Борис Понизовский и его театр «Да — Нет» и Слава Полунин.
Помимо легендарной «Белой кабины» французы увидели на фестивале последнюю премьеру театра «Mr/Carmen». В Петербурге спектакль впервые показали в марте этого года, но премьера его состоялась чуть раньше в Швейцарии. Так что AXE не только демиурги, но и артисты мира, — за границей их видят куда чаще, чем в родном Петербурге. В новом спектакле Максим Исаев и Павел Семченко, облаченные в черные хасидские наряды, оба Кармен и оба Хозе. Они ведут бесконечную и все более захватывающую игру, для начала в карты, в которой разыгрывают миф о роковой женщине и безумной любви. Он сочиняется в ходе спектакля, историю Кармен и Хозе AXE вколачивает в зрителя гвоздями по деревяшке, высвечивает в воздухе огоньком сигареты и лучом света на человеческой ладони, распыляет краской на клеенке. Начав с китчевой и комической, актеры приводят героев к гибели всерьез. Магия этого зрелища куда более камерна, чем в «Белой кабине», но не менее изобретательна. Так что неудивительно, что жюри конкурса не стало присуждать победу тому или иному спектаклю театра, отметив, что они поразили фестиваль «необычным и удивительным покорением сценического пространства, ритмом и бьющим через край воображением». В сущности, эта расплывчатая фраза довольно точно описывает неуловимый и тотальный театр группы AXE. AXE также получил денежный приз в три тысячи евро.

Источник: Коммерсантъ
Автор:
11 августа 2004