КАБИНЕТ РЕДКОСТЕЙ: КУНСТКАМЕРА БОГА | «Театральные репортажи»

Опубликовано на

«Кабинет редкостей», представленный в рамках 23-го Российского Национального фестиваля «Золотая Маска», – реконструкция мифа о  сотворении мира от Русского Инженерного театра АХЕ. Включала свой внутренний воображариум и ощущала себя со-творцом космического пазла наш корреспондент Екатерина Балуева.

Как хорошо после пыльных будней вдруг оказаться в ЦПКиО! Воздух прозрачен и свеж, прохладно, малолюдно и свободно. Для страждущих есть кофе и глинтвейн, для просветлённых –  тематический парк тантамаресок. Последние загадочным образом отсылают к предыдущей работе АХЕйцев – перформативному сериалу «Между двумя», поставленному по «Тибетской книге мёртвых».

Бывший слесарный цех на Елагином острове выбран местом действия для «Кабинета редкостей» неслучайно: это мастерская бога, создание мира в версии Инженерного театра представляет собой большую стройку. В качестве строительного материала используются: чёрная и белая краска, молоко и хлеб, глина и жидкий азот. Но главным элементом оказывается музыка, этот голос Вселенной, звучащий в диапазоне от страстного шёпота высших сфер до детского лепета электрошарманок. Поначалу недоумеваешь: что это за странные бабочки, с деревянным скрипом расправляющие крылья, медленно подбираются к зрителю? Так начинается путь от разноцветного изображения на деревянном щите к живому человеку. Здесь пишется черновик, а окончательный вариант мира белым лучом уже заглядывает в окно. Мироздание делает сто миллиардов шагов назад. Демиурги плывут на галере времени, разбивая вёслами волны веков.

Среди них – три богини, три ведьмы, три феи концентрированных снов. Нельзя с абсолютной точностью сказать, кто они: в каждой скрыт целый каталог героинь. Демонесса с хрустальными когтями – Кали, Геката и Лилит (Илона Маркарова). Рафинированная рок-муза на умопомрачительных шпильках – Прекрасная Дама и праматерь Ева (Наталья Шамина). К слову, в этой редакции мира её прилюдно заключают в ребро Адама. Но кто эта повелительница ветров (Гала Самойлова), которая несёт на плечах звёздное небо? Пока боги играют в бисер и консервируют свои тайны в недрах океанов, маленький человечек (Ник Хамов) отчаянно крутится на стрелке компаса.

Один из самых важных экспонатов «Кабинета редкостей» – Любовь-стена, спаянная из металлических пластин. Мужчине (Павел Семченко) и Женщине (Гала Самойлова) нужно не только оказаться на одной стороне, но и, постоянно обжигаясь, пойти навстречу друг другу. Карусель сансары набирает обороты. Аттракционы сменяют друг друга с головокружительной быстротой: укрощение воды, рождение огня, явление Геометра (Александр Кошкидько), жонглирующего кометами. Остряк небольшого роста (Игорь Устинович) проделывает смертельный номер: рассказывает пропахшие селёдкой анекдоты богиням, способным запросто спалить наглеца островитянским пламенем очей.

«Кабинет редкостей» интереснее смотреть и переживать, чем скрупулезным Шампольоном расшифровывать иероглифы визуальных метафор и в очередной раз выводить формулу любви к Инженерному театру. Магия АХЕ (как и любое настоящее волшебство) плохо фиксируется на плёнке и не впечатывается в текст (кажется, что слова мешкотно толкутся на бумаге), но провоцирует воображение.

Кто придумал эту весну? Кем сотворён вот этот чудный чёрно-белый кот, который с небрежной и лёгкой грацией бродит по дорожке парка? Что происходило на седьмой день? Легко могу себе представить, как Бог курит, откинувшись в мягком кресле, – уставший от просьб и прочно закинувший настырное человечество в чёрный список. Но может быть, автор мира – не создатель, а создательница? Богиня, проскользнувшая сквозь маятники времени, – такая девочка-девочка, в четверг сварившая борщ, в пятницу посетившая «Кабинет редкостей» АХЕ, в субботу сотворившая тебя и меня?.. Сознание мгновенно конструирует мир заново. И снова чувствуешь себя живым, способным верить в чудеса, острее воспринимаешь цвета и запахи. Наступает у-миротворение.

Фото: Арина Нагимова, Александр Казанский.

Театральные репортажи
Екатерина Балуева | 
Источник:  Театральные репортажи