Театр АХЕ на фестивале «Новый европейский театр» | «Коммерсантъ»

Опубликовано на

Театр АХЕ на фестивале «Новый европейский театр»
Представляет Роман Должанский

«Фауста» возвели в куб

Русский инженерный театр АХЕ показывает в Москве свою только что родившуюся дилогию, посвященную доктору Фаусту. На самом деле удивляться стоит не тому, что популярная петербургская театральная группа замахнулась на средневековую легенду, а тому, что Максим Исаев и Павел Семченко, основатели и главные лица театра АХЕ, не сделали этого раньше. Ведь все их прежние спектакли так или иначе напоминали действа в алхимической лаборатории — «инженеры» и художники из АХЕ отличаются невероятной пытливостью и подлинным бесстрашием в обращении как с литературным, так и с любыми другими материалами. Пространство перформансов Исаева и Семченко — поле для эксперимента, в котором два интеллектуала-эквилибриста выступают поочередно в роли то подопытных кроликов, то полоумных исследователей, мучающих скальпелями себя.

Спектакль «Фауст в кубе» создан совсем недавно, он стал совместной продукцией АХЕ и мексиканского фестиваля «Сервантино». Зачем к петербургским ироничности и невозмутимости понадобилось примешивать мексиканский темперамент и какая именно химическая реакция произойдет от этого соединения, станет понятно только в день открытия фестиваля NET: в Европе спектакль еще не видели. Известно только, что это зрелищное часовое представление с танцами и переодеваниями было принято в Мексике на ура. Волею случая вторую часть дилогии покажут до первой — ведь спектакль «Фауст в кубе. 2360 слов» появился еще год назад.

Правила игры АХЕ подразумевают присутствие на сцене не лицедеев-актеров, а бесстрастных фокусников и умелых реквизиторов. Однако петербуржцы вовсе не стремятся лишь удивить зрителя. Их манипуляции таковы, что спектакли получаются мрачнее, чем у абсурдистов, трогательнее, чем в мелодрамах, и веселее, чем в самых смешных комедиях. Фауст в новом спектакле АХЕ — это диджей-радист. Он ловит сигналы из эфира, нажимает все кнопки подряд, шуршит кофейными зернами и прочей ерундой, постоянно манипулирует словами и шумами. Текстом ему служит «Собственноручное посмертное сочинение доктора И. Фауста в 2360 словах» — абсурдный монолог, похожий на компиляцию всех священных писаний одновременно, бульварных детективов, гадательных книг, интеллектуальных дневников, восточных сказок и т. п.

В решающий момент, когда, по ощущениям Фауста, в громе и пламени фурии уже рвут на кусочки его тело, неспокойный доктор-диджей просто превращается — но непонятно, в кого именно. Вместо него хоронят камень. Герой, очевидно, переходит в иное агрегатное состояние. Впрочем, если вспомнить название спектакля, то он, видимо, просто был возведен в куб. Интересно, что стало бы с другими общеизвестными классическими персонажами, задумай АХЕ произвести над ними аналогичную математическую операцию.

На сцене «Под крышей» Театра им. Моссовета, 29, 30 (20.00)

Источник: Коммерсантъ
Автор: Роман Должанский.
24.11.2006