АЛХИМИКИ ДОБЫЛИ «ЗОЛОТУЮ МАСКУ» | «Коммерсантъ»

Опубликовано на

Роман Должанский, Коммерсантъ 15.04.2003

Русский инженерный театр АХЕ получил премию «Новация»
В Мариинском театре в Петербурге были названы лауреаты национальной театральной премии «Золотая маска». Премию в номинации «Новация» получил спектакль «Sine loco» петербургского Русского инженерного театра АХЕ. Это единственный спектакль из программы «Золотой маски», который не будет показан в Москве. Столица много потеряла: «Sine loco», по мнению обозревателя Ъ Романа Должанского, стал главной неожиданностью и главным открытием нынешнего фестиваля.

Спектакль питерской группы АХЕ, называющей себя Русским инженерным театром, это незабываемое путешествие в мир причудливых видений. Путешествие не в переносном смысле, а в самом прямом: рассаженных на небольшой трибуне зрителей в течение часа везут по рельсам вдоль шеренги небольших сцен-комнат: как только в одной из них заканчивается действие, «повозка» переезжает к следующей кабинке. В каждой из них происходят какие-то удивительные вещи. В первой, затянутой в черный полиэтилен, развернута не то лаборатория мрачного алхимика, не то логово изобретателя-сатаниста. Летят искры от какого-то аппарата, вроде сварочного, что-то булькает, кипит и загорается. Хозяин этого царства, бородач с разрисованным в разные цвета лицом, рисует на стеклянной пластине узор, потом выдувает из рваной соломенной сумки белый порошок, который налипает на стекло и проявляет таким образом план какого-то лабиринта. Другой человек, стоящий на возвышении, собирает подвешенные пакетики с водой, складывает их на пол, потом давит ногами – и вода проливается на стоящую внизу какую-то женщину.

Определение «какой-то» и его синонимы пришлось бы употреблять при описании спектакля «Sine loco» слишком часто, а это зрелище хочется именно описывать, потому что оно состоит сплошь из странных и впечатляющих картин, за которыми наблюдаешь открыв рот. Вот по обе стороны разделенного зеркалом пинг-понгового стола стоят обнаженные до пояса двойники. Они долго присматриваются друг к другу, а потом устраивают настоящую бурю в светлом полиэтилене, в который одета очередная кабина. Вот появляется прозрачный игральный стол, на него высыпается белый порошок и выливается красная жидкость, а безмолвные суровые игроки двигают в качестве фигур камни со свечками – до тех пор, пока крупье не зальет игровое поле водой.

Наблюдать за всем этим гораздо интереснее, чем пытаться трактовать. Отрывочные и вроде бы не связанные между собой единым внятным сюжетом эпизоды напоминают театральные инсталляции. Люди здесь выступают как объекты экспериментов с непонятными научными целями. А наравне с людьми тут задействованы все мировые стихии и самые разные физические фактуры, взаимодействие которых часто, кажется, нарушает законы физики. Горящая лампочка опускается в раствор жидкости, но не лопается, а начинает светиться новым цветом. Но когда нужно, законы физики как раз срабатывают – бумажный кораблик плывет по протянутой поперек сцене раскаленной нити и сгорает. В общем, «Sine loko» напоминает выставку достижений неистощимой фантазии питерских художников Максима Исаева и Павла Семченко, которые придумали спектакль, поставили его в немецком городе Эрланген вместе с Яной Туминой и теперь сами в нем играют в компании с еще несколькими немецкими актерами.

В узких кругах питерских неформалов, завсегдатаев известного сквота на Пушкинской, 10, ахешники давно были известны своими остроумными перформансами. Но до сих пор в круг местной театральной жизни их не допускали, потому что не считали серьезным театром – это так, мол, какие-то картинки. Хотя, кстати, как выясняется, «Sine loco» вовсе не бессюжетен. Примерно в середине спектакля в нем появляются слова. Говорящая голова актрисы, появляющаяся за створками маленького кукольного театрика, разъясняет, что речь в спектакле АХЕ на самом деле идет об античном мифе про Дедала, Ариадну, Тесея и Минотавра, и каждая из сцен на самом деле трактует какой-то из мифологических эпизодов. Впрочем, те, кто не поленился заглянуть заранее в программку, поняли это еще до начала спектакля. Я не заглядывал и ничуть не жалею об этом. «Sine loco» – тот редкий случай, когда не понимать гораздо интереснее и приятнее, чем понимать: визуальные откровения АХЕ сразу и до конца берут в плен внимание, но при этом даруют полную свободу собственному воображению зрителя.

Впрочем, и без пояснений ясно, что предпоследняя кабинка с тремя разными маленькими сценками внутри и тремя разными женщинами в каждой из них – варианты одной и той же судьбы (оказывается, судьбы Ариадны). И то, что в последней сцене судьба никаких вариантов уже не оставляет: человек со смешными узкими крыльями за спиной долго что-то пишет в блокнотике, потом решается на поступок, поднимается по открывшейся в стене синей лестнице на самый верх этой стены и прыгает, но не взлетает, а падает, видимо, камнем вниз. Все законы жизни, как известно, срабатывают без всяких театральных чудес. Из тупика зрители потом медленно идут пешком по гулкому пространству, обратно, к выходу, мимо опустевших кабинок. Видения можно осмотреть и даже потрогать руками. И фраза авторов спектакля: «Зритель погружается в глубь спектакля примерно на шестьдесят метров» – перестает казаться одной лишь игрой слов.

Нечеловеческая красота спектакля «Sine loco» избавляет зрителя от необходимости искать в нем смысл.

Источник: Gif.ru