Путин, вода, огонь: театр АХЕ показал «Диктатуру» | «Фонтанка»

Опубликовано на

Театр АХЕ открыл площадку «Порох» на заводе слоистых пластиков в 2017 году, на день рождения Ленина. Тогда петербуржцам показали перформанс «Демократия», где актеры Максим Исаев и Николай Хамов буквально купались в настоящей нефти под рассуждения о русской демократии. Создатели театра говорили, что радикальные высказывания и дальше будут звучать на площадке, и обещание сдержали. В 2018 году, после выборов президента, АХЕ создали перформанс под названием «Диктатура».

Вход в АХЕ — через проходную завода слоистых пластиков, что в районе Ржевки-Пороховых. Очередь эффектно одетых людей, идущих потреблять искусство, смешивается с уставшими рабочими, окончившими воскресную смену. Цистерны завода окутывает белый дым, в столовой пахнет супом, коньяком и пирожками. Зрительный зал расположен в бывшем цехе. Сцена залита водой, которая вот-вот подступит к креслам для публики. Зрителей столько, что пришедший посмотреть на перформанс итальянско-швейцарский режиссер Джулиано ди Капуа еле умещается на не залитом водой островке в первом ряду.

Артисты АХЕ Максим Исаев, Павел Семченко и Николай Хамов выносят шестиметровые доски, которые с трудом втискиваются в заводское пространство. Попытки как-то вклинить их в цех превращаются в оду бессмысленному и беспощадному труду. Перформеры периодически ставят доски то на ногу, то на живот, то на голову и тяжело стонут, иронически показывая всю тяжесть работы: вспоминаются все великие советские стройки сразу.

Эти доски постепенно трансформируются в разные символы русской жизни, тяжелой и неудобной, выламывающейся их всех рамок и правил. Вот их ставят вертикально и обливают черной краской: перформеры с нежностью обнимают эти бывшие стволы, как родные березки. Связав рейки между собой, с большим трудом, со стонами залезают между ними, физиологично показывая соитие и рождение. Доски становятся метафорой матери-земли русской. Затем наступает время разрушать: перформеры ломают свой «инвентарь» и сбрасывают в центре зала, формируя кострище, куда ставят огромные горящие плошки. Огонь вырывается на 20-30 сантиметров вверх. Cтановится по-настоящему страшно.

Но пожара не случается: кульминацией становится огромный поток пены, заполонившей все пространство, как снег. Стоя на столе в белых клубах, Максим Исаев изображает памятник Ленину, указывающий «верную дорогу», а Николай Хамов принимает позу распятого Христа с горящими на голове и руках плошками. Череда этих образов — конечно, ирония, игра. При желании можно нагрузить их смыслами, например, Христос — это распятая свобода, страдающий народ. Но прежде всего, это гомерически смешно, и ещё зрители больше переживают, не обожжется ли актёр, чем задумываются о значении символа.

В финале из пены к потолку поднимается огромная пятиконечная звезда, которую перформеры незаметно смонтировали. Павел Семченко выносит крест из четырех экранов, на котором в психоделических узорах возникло лицо Владимира Путина. Намек, кто наследует советской диктатуре, предельно ясен.

А после представления зрителям буквально пускают не пыль, а пену в глаза: и первый ряд с визгом разгоняет пенные горы. Семченко раздает публике обломки досок, и все невольно танцуют под качающий бит. Перформанс заканчивается установлением полной праздничной диктатуры АХЕ в отдельно взятом заводском пространстве. А что еще остается во время диктатуры? Пренебречь и вальсировать. Пляшем!

— Технически мы собрали перформанс за полтора дня, а начали размышлять за неделю, — рассказал «Фонтанке» Павел Семченко. — Хотелось лаконичными, несложными средствами выразить идею того, что желания одного человека подавляют желания всех других. Доски — наидешевейший материал для декораций и для строительства чего угодно, любой архитектурной или социальной конструкции. Из досок можно собрать гроб, трибуну, башню Третьего интернационала, это универсальный кирпич любого временного строительства. А пена, стоит ее включить, начинает пузыриться и проникает во все щели: зрители прикованы к этому процессу и погружаются в него. Мы хотели, чтобы все по уши увязли в пене. Диктатура, как и пена, проникает везде.

Перформансы на дни рождения «Пороха» будут проводиться ежегодно. Ещё одна премьера театра — «Фауст 3.0» — уже не за горами: она пройдет на заводе слоистых пластиков 12 и 13 мая.

Софья Козич, специально для «Фонтанки.ру» | 23 апреля 2018
Источники: Фонтанка